Пост опубликован: 15.10.2016

5 важных шагов, чтобы научить ребенка самому кушать ложкой

Прежде чем задаваться вопросом, как научить ребёнка есть ложкой самостоятельно, есть смысл рассмотреть различия между тем, что такое ложка для вас и чем она является для вашего малыша.

Малыш ест ложкой самостоятельно

Ложка + сноровка: трудно ли малышу освоить новый инструмент

Малыш грызет ложку

Чтобы научить ребенка есть ложкой, нужно отучить его ее грызть

Для вас – это привычный столовый прибор, которым вы пользуетесь ежедневно. Для малыша – новое «орудие» для действия, к которому он ещё не успел приспособиться. То, что является для вас обыденным и простым действием, от крохи требует немалого напряжения.

Конечно, вы подпаивали своего грудничка водичкой с чайной ложечки, и когда только начинали прикорм, вам пришлось учить его есть с ложечки, но тут совсем другое дело, тут придётся учиться самому!

Ложка «устроена» таким образом: ею надо зачерпнуть еду, поднять вертикально без наклонов и переворачиваний, а только потом отправить в рот по горизонтальной линии.

Но малыш привык пользоваться «невооружённой» рукой – сразу в рот, по прямой. Значит, ребёнок должен перестроить привычное ему движение руки, а для этого понадобится определённое время. Должна выработаться та самая сноровка, без которой ложка мимо рта и попадает. Сноровка сразу и ниоткуда появиться не может, так же, как привычка есть самостоятельно.

Сначала маленький человек будет воспринимать ложку как продолжение собственной руки: он станет захватывать её как можно ближе к «чашечке» -углублению (порой и саму «чашечку») и, зачерпнув чуть пищи, попытается доставить её в рот по косой, словно ложки у него в руке нет вовсе.

Это происходит ещё и оттого, что внимание малыша сконцентрировано на самой еде, а не на «орудии», доставляющем эту пищу. Естественно, большая часть того, что манюня должен съесть, при таком подходе остаётся на столе, на полу, где угодно, но только не в намеченном конечном пункте – во рту.

Не расстраивайтесь, а уж тем более не ругайте ребёнка! Постепенно, через короткое время, кроха уловит связь между тем, ЧЕМ он действует, и тем, НА ЧТО это действие направлено: ложка – пища – рот. Успех не придёт мгновенно, он будет проявляться от случая к случаю, пока рука юных джентльмена или леди не приспособится к свойствам нового «орудия» — ложки — в достаточной степени и не научится правильно её держать.

Будьте готовы к тому, что действия эти ещё долгое время будут оставаться несовершенными и отрабатываться в дальнейшем «по ходу пьесы». И, конечно, помощь ваша в этом увлекательном освоении нового предмета будет неоценима, т. к. каждое новое умение — существенный шаг, влияние на интеллектуальный уровень развития вашего чада. И в освоении этого шага – перехода от младенческого прикорма к полноценной самостоятельной еде — у вас, помимо желания «научить», должны быть ещё и помощники.

Ребенок в процессе поедания каши ложкой

В процессе обучения маме придется много стирать — ребенок будет пачкать едой все вокруг

Время

  • Время-возраст. Возраст малыша подскажет, когда можно начинать переход от прикорма к самостоятельному питанию. Если вашему малышу уже исполнился год, то время приучения его к ложке пришло – пора давать «ложечную» инициативу в молодые руки! Исключения по возрасту могут составить те случаи, когда манюню нужно срочно подготовить к яселькам. Тогда начало обучения придётся на возраст 8-9 м-цев, и то, если малышок уже уверенно сидит сам, без какой-либо поддержки. Родителям не стоит особо переживать: то, чему малыш не доучился дома, он легко освоит в группе сверстников. Конечно, в этом возрасте откусывать и пережёвывать еду малыши ещё не способны (они только учатся этому при помощи кусочка хлеба и печенья), но продолжать кормить его через соску попросту вредно: задержка на этом этапе приведёт к отказу от любой пищи, которая не течёт в рот, т. к. частицы твёрдой пищи будут вызывать рвотные спазмы. «Правильный» малыш, получая пюре-кашеобразную пищу с ложечки, инстинктивно сделает пару-тройку жевательных движений перед её проглатыванием.
  • Время-режим. Соблюдение общего режима дня, в частности, режима питания помогает выработать условный рефлекс у желудка: желудочный сок вырабатывается в определённое время, значит, в это время ребёнок чувствует голод и готов «пойти на уступки» в виде того, чтобы попытаться сделать несколько зачерпываний ложкой самостоятельно.
  • Время-ритуал. Повторяющийся изо дня в день в одно и то же время ритуал подготовки к обеду поможет крохе осознать важность предстоящего действия. Когда наступает час кормления, крохе обязательно надо сообщить: «Сейчас будем кушать!», вымыть руки, посадить за стол, повязать салфетку, поставить перед ним его посуду и вручить в одну руку ломтик хлеба, а в другую – его ложку.

Терпение

Придётся многое терпеть. Потерпеть лужи и кляксы от еды вокруг будущего эстета. Придётся потерпеть и капризы, если малыш отказывается есть новую пищу или выплёвывает с любовью приготовленный суп-пюре. Призовите своё терпение тогда, когда ваше чадо пытается есть из тарелки прямо руками. Просто вытрите ему руки и вновь вручите ложку.

Вам очень понадобится ваше терпение, когда по вашим «прикидкам» или по мнению бабушек, соседей и пр. любимое щекастое солнце не доедает, не допивает. Только в этом случае терпение надо распространить на себя: не впихивайте в малыша больше, чем он хочет съесть!

Его организм пока ещё сам диктует «правила игры» с едой – дети этого возраста не знают понятий анорексии и уморить себя голодом не способны!

Зато вы вполне способны своими действиями развить у ребёнка чёткое неприязненное отношение к процессу еды или же вырастить многокилограммового обжорку. Ни то, ни другое не пойдёт малышу на пользу, сдерживайте себя, не надо кормить его насильно!

Настойчивость

Мама и ребенок учатся есть ложкой за обедом

Мама учит ребенка правильно укладывать пищу на ложку

Это разумное действие идёт рука об руку с вашим терпением.

Проявите это разумное действие, даже если малыш требует «подать сюда Ляпкина-Тяпкина» в виде привычной бутылочки: сначала едим из ложки, а потом доедаем из бутылки! Дождитесь того момента, когда «домашний деспот» перестал истерить и морально готов приучаться к новому стилю питания, и предложите ему начать трапезу с ложкою в руках.

Настойчиво показывайте ребёнку поэтапный «путь следования» ложки: зачерпываем, поднимаем, несём ко рту.

И учимся держать ложку правильно! Не «душим» её у углубления, а перехватываем за черенок. Лучше всего усваивается этот приём, если кулачок малыша находится в вашей ладони и именно вы делаете те необходимые поступательные движения своей рукой, помогая пище из тарелки попасть в рот «галчонку».

Чтобы чадо-чудо не забывало о полученных вчера навыках, вы сегодня терпеливо и настойчиво будете «рекомендовать» малышу вновь справиться с непослушной ложкой, так же, как будете это делать завтра и послезавтра, столько, сколько ему нужно для усвоения навыка.

Исключениями в процессе обучения могут стать лишь дни, когда бедолажка заболел и отказывается есть самостоятельно (например, режутся зубки) или попросту очень устал. В этом случае мама имеет полное моральное право покормить малыша сама, но всё равно, — с ложечки!

Есть ещё правильный вариант, часто используемый родителями, это принцип «две в одной», когда в тарелке у ребёнка две ложки: одной он с удовольствием «орудует» сам, а вторая «на подхвате» у мамы или папы.

Если чудный ребёнок устал «орудовать», то родительская ложка «поможет» ему доесть остаток пищи до самого дна со спокойной настойчивостью.

Личный пример

Дети учатся подражанием. Знают об этом, пожалуй, все, но поминутно об этом забывают. Это касается не только правил поведения в обществе, касается это и правил поведения за столом.

Выкраивайте время хотя бы раз в день (общий обед или ужин), чтобы маленький член вашей семьи мог поучаствовать в общей трапезе за общим столом. Нужно, чтобы малыш видел, как аккуратно и неспешно родители едят каждый из своей тарелки, как пользуются столовыми приборами, как промокают салфеткой губы, как пьют из чашек и т. д. Атмосфера за столом должна быть доброжелательная, спокойная и уютная. Малышок будет подражать взрослым с величайшим удовольствием, ведь он ведёт себя и кушает, совсем как взрослый!

Ничего страшного не случится, если ваше чадо захочет попробовать что-нибудь из вашей тарелки, спокойно надломите ему кусочек заинтересовавшего его блюда и переложите ему на тарелку. То же касается и напитков (безалкогольных, конечно!).

Первое и второе блюда должны подаваться в разных тарелках, как взрослым, так и манюне. И, конечно, вы не будете торопить или ругать малыша: от испуга или обиды (детки очень чувствительны к тембру вашего голоса) ребёнок может подавиться или пролить еду на себя, что только усилит его страх и обиду.

Если малыш что-то сделал неправильно – не ругайте его, а если справился с поставленной задачей хотя бы на половину или того меньше – похвалите.

Ребёнок доверяет вам полностью с момента своего рождения, не обманите его доверия, он должен точно знать, что его любят, даже когда у него что-то не получается. Например, эта «вредная» ложка никак не хочет слушаться и всё норовит выскользнуть из кулачка и обляпать окружающих. Мама рядом, она не рассердится, а поможет, научит есть с помощью такого странного и «непослушного» «орудия», каким является ложка.

Детский набор посуды

Ребенок радуется новой посуде

Красивая яркая посуда для малыша поможет в освоении нового навыка

Казалось бы – бездушные тарелки, чашки, ложки, но они также будут вашими верными помощниками-союзниками в этом нелёгком деле – приучении к самостоятельному приёму пищи.

Малыш должен иметь собственный набор посуды! И эта посуда должна быть приемлемой не только по размерам для порции пищи, сколько ребёнок может скушать за раз (что воспитывает привычку доедать порцию до конца), но и безопасна для его желудка. Лучше всего – пластиковая, купленная в аптеке или специализированном магазине, где вам могут предоставить все положенные сертификаты.

Такой посудой не только удобно пользоваться (не бьётся при падении или от того, что по ней стучат ложкой), она ещё и очень красочная, что дополнительно стимулирует чадо на хорошее настроение при кормлении. Даже сама ложечка должна быть правильной: неглубокая, прорезиненная, с удобным для ребёнка изгибом черенка.

Приобретите пару таких наборов с разным рисунком, а ложечек – штук 5, они ведь имеют дурную привычку падать прямо на пол из крепко сжатого кулачка такого старательного манюни, и вам придётся часто давать ему чистую прямо со стола, а не устраивать развлекательное шоу под названием: «Кинуть ложку и посмотреть, как мама её поднимет, помоет, отдаст, а потом опять кинуть и посмотреть, как мама…» Этак можно совсем перестать есть, — действия мамы намного увлекательнее!

Вроде бы и ничего сложного, всё, как всегда: любовь, терпение, настойчивость, желание видеть своего малыша лучшим из лучших … Осталось лишь, чтобы малыш согласился с вашими благими планами на его счёт. Удивительно, но чаще всего так и случается! Но как много труда надо вложить в даже уже согласившегося с вами ребёнка!

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии