Поводов для конфликтов между родителями и детьми найдется много. Отнюдь не последнее место среди них занимают компьютерные игры. Но прежде чем отгонять ребенка от компьютера посмотрите на эту проблему с другой стороны. Я знаю семью, где жена выпускница элитной школы, в которой изучала два иностранных языка. Ее супруг окончил школу в рабочем районе, без просветительных изысков. Тем не менее, через несколько лет после окончания учебы, вояжируя по миру, их выручал именно его, а не ее английский.
Содержание
А все просто — пока она заучивала фразы по учебнику, с намерением выдержать экзамены, он совершал подвиги в RPG. Текстовый компьютерный квест имелся в те годы только на английском и в глазах школьника, конечно, заслуживал того, чтобы малопонятные фразы пояснений и инструкций крепко-накрепко засели в его голове. Совокупность приобретенных познаний оказалась вполне достаточной для путешествия по англоязычным странам.
Базовые знания
Сносный английский — не единственное приобретение компьютерных детишек, имеются и другие достижения:
- Быстрота чтения. На экране предстают перед глазами практические руководства к игре и подсказки, они требуют моментальной реакции и взаимодействия (не всегда на родном языке играющего). Деваться некуда — приходится разбирать и быстро воспринимать информацию. Замечено, играющие дети мгновенно считывают текст с монитора.
- Мгновенная реакция. Даже в немилых сердцу взрослых стрелялках требуется живое противодействие ситуации, адекватная реакция на сменяющуюся обстановку — а это весьма полезное в жизни качество.
- Развитие мелкой моторики. Для координации действий в компьютерной игре, в свою очередь, нужна мелкая моторика (время от времени быстрый набор текста всеми пальцами).
- Развитие зрительно-моторной координации. Я когда захвачена игрой, не успеваю контролировать взглядом свои пальцы и одновременно монитор. Вот и ребенок тоже не всегда успевает. Он приводит движение своих рук к автоматизму, чтобы все было скоординировано с тем, что предстает перед его глазами на мониторе.
- Развитие логического мышления. Для решения поставленной задачи принимаем адекватные шаги. А с учетом вариативности сегодняшних игр вроде майнкрафта, для достижения одной цели есть много дорог — и это вырабатывает умение думать масштабно.
- Снятие эмоционального напряжения. В школе и дома у детворы достаточно причин для стрессов, а способов для его снятия не хватает. В этом может помочь компьютерная игра, в которой имеется шанс всех злодеев уничтожить, а мир спасти, воздвигнуть небывалое королевство или перенестись за тридевять земель для дальнейших подвигов.
А еще психологи подтверждают отличную способность к социальной адаптации компьютерных детишек по сравнению с ровесниками, которым родители запрещают такие забавы. Играющий школьник лучше устанавливает контакт с подростками, увлеченными аналогичными развлечениями — им попросту есть о чем непринужденно поговорить.
Мотивация
Благодаря чему игровой процесс оказался для ребенка предпочтительнее созданной школьными педагогами системы? А потому, что над возникновением и сохранением внутренней мотивации создатели игр (в отличие от школьных педагогов, действующих по единым установкам) работают творчески и постоянно. Способов, поощряющих в нас стремление играть, сколько душе угодно.
Наиболее очевидные из них:
- Вознаграждение. Система скрупулезно рассчитанных незначительных и солидных поощрений для играющих в виде очков, уровней и прочих хитростей в различных формах. Обстоятельства принятия вознаграждения никогда не бывают труднее, чем уровень отдельного игрока, но требуют определенных усилий — в точности такое количество, чтобы не остановился процесс из-за того, что бросили играть.
- Любознательность. В игре можно абсолютно все! В компьютерном мире детвора приобретает по существу именно то, о чем рассказывала Мария Монтессори — вселенную постигаем сами, обнаруживая неслучайность происходящего, логические взаимосвязи, принятие рискованных решений, пребывая при этом в полной безопасности. Пусть даже в шутерах, особенно нелюбимых старшим поколением, если уложить десяточек врагов, то вручат особенный приз, с помощью которого можно испепелить воинство монстров. Для ребенка это очень интересно!
- Свобода. Часто ли мы разрешаем ребенку делать что-то действительно необходимое, серьезное для него? В виртуальном мире у игрока огромное количество перспектив чтобы творить и реализовать множество проектов.
- Признание. В онлайн-играх ты не всего лишь малолетка, чьи представления о жизни взрослые люди могут не принимать во внимание. Ты полноценный, принимающий участие в происходящем человек, а твои способности значимы и в них нуждаются окружающие. Ребенок открывает для себя новые возможности, зарабатывает признательность — и все это на равных, вследствие сплачивающего всех участников игры увлечения.
Социализация
Создатели культовых игр вроде Sims не сомневаются, что племя компьютерной детворы обладает невероятными способностями. Когда увлеченных играми людей станет большинство, мир неизбежно трансформируется в лучшую сторону.
Ведь как-никак играющий индивидуум выделяется из толпы обычных благоразумных людей:
- Он жизнелюб и оптимист. Это у нас все будет не очень хорошо, а игрок в компьютерные игры не сомневается — все будет превосходно, потому, что в игре именно так каждый раз и бывает. Не это ли положительное умонастроение, к которому тщетно нас призывают гуру всевозможных семинаров по психологии?
- Первооткрыватель и изобретатель. Для него нет неосуществимого — все ограничители существуют только в реальном мире. Это мы, нытики, думаем, что есть вещи, которые принципиально невозможны. Индивидуум, вошедший в мир из компьютерной реальности, мыслит иначе и выносит с собой уверенность в безграничных перспективах в реальную жизнь. Для него ничего нет неосуществимого, просто потребуется несколько больше усилий для достижения задуманного.
- Он аналитик. Квесты и стратегии принуждают игрока предусматривать или хотя бы предсказывать перипетии в продолжение всего игрового времени. Человек знает, чем его деятельность обернется через сто или тысячу игровых лет! Для игрока знание, что будущность произойдет, что на нее оказывает влияние каждый — это не предвыборный лозунг, а закономерность бытия.
Мы думаем, что, заигравшись, ребенок выпадет из настоящей жизни и больше никогда не будет способен в него возвратиться. Факт остается фактом, окружающий мир стал совершенно другим и весьма сильно отличается от того, что был прежде и жизнь людей тоже. Это старшее поколение иногда отходит от новой действительности, а не детвора выпала из нее. А монстры вроде Microsoft ведут охоту на таланты, отслеживая одаренных ребят на ежегодных научно-технических встречах, а отнюдь не на школьных отличников.